Право частной собственности граждан и индивидуальных предпринимателей в свете современного законодательства

А.И. Василянская,

раво частной собственности граждан

Адвокат, к.ю.н., г. Санкт-Петербург

В соответствии со ст. 35 Конституции право и свобода частной собственности охраняются законом. Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество. Однако, несмотря на абсолютный характер права частной собственности, закон предусматривает некоторые его ограничения. При этом необходимо иметь в виду, что они могут быть установлены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение права собственности носит, как правило, специальный характер вследствие особого правового режима имущества. Например, ст. 129 ГК РФ отдельные объекты гражданских прав (земля, недра, оружие) могут быть полностью или частично изъяты из гражданского оборота. При этом следует отличать ограничение права собственности от ограничения круга действий собственника (п. 2 ст. 209 ГК), поскольку ряд запретов на действия собственника накладывают санитарные, противопожарные, ветеринарные и прочие правила. Все большее количество граждан становится участниками хозяйственных товариществ и обществ, выступают на рынке ценных бумаг, имеют в собственности акции и ценные бумаги, дающие право на получение прибыли (дивиденда). Их оборот также имеет свой особый правовой режим.Наличие нормативной базы, отвечающей требованиям настоящего времени, вопрос чрезвычайно актуальный. Проблема занятости населения общественно-полезным трудом, безработица являются настоящими бичами среди общесоциальных проблем Российского государства. Разработка и своевременное принятие нормативных актов, регулирующих данную сферу, являются кардинальными и действенными путями разрешения многих социальных вопросов.

В доперестроечный период запрещалась эксплуатация человека человеком, и господствовали социалистические формы собственности на средства производства. Собственность граждан, которая называлась личной, являлась следствием приложения труда к обобществленным средствам производства. Также источником пополнения личной собственности являлись выплаты из общественных фондов потребления в виде пособий, пенсий, стипендий, бесплатная медицинская помощь, низкая оплата жилья, коммунальных, транспортных и иных услуг, поддержание доступного уровня цен на основные продукты питания, одежду, лекарства.

Ныне действующая Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, вследствие чего источники образования собственности граждан, называемой теперь частной, существенно изменились. Основным источником образования собственности граждан теперь является их труд в качестве наемных работников и их собственная экономическая деятельность. Гражданский кодекс в п. 1 ст. 2 выделяет предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда.

Цивилисты ныне различают следующие формы собственности граждан: собственность граждан, источником образования которой является их труд в качестве наемных работников безотносительно к тому, в какой сфере хозяйства и культуры и к чьим средствам производства этот труд прилагается; их труд в качестве полных товарищей в полном или коммандитном товариществе или в качестве членов производственного кооператива; собственность, источником образования которой служит собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на привлечении наемного труда.

В.А. Рыбаков по субъектному признаку различает две системы:

1) систему права частной собственности и 2) систему права личной собственности. В первую входят: а) индивидуальные предприниматели; б) крестьянские (фермерские) хозяйства; в) хозяйственные общества (частные юридические лица), созданные одним лицом. Во вторую входят: а) граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью; б) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Граждане как субъекты права личной собственности и граждане как субъекты права частной собственности имеют различные правовые статусы (качества). Если в первом случае речь идет о наемных работниках, то во втором случае - об индивидуальных предпринимателях, которые объективно проявляют значительную гражданско-правовую активность по сравнению с наемными работниками. Есть особенности в осуществлении права собственности. Если при осуществлении права личной собственности превалируют правомочия владения и пользования в связи с потребительским характером объектов, то при осуществлении права частной собственности превалирует правомочие распоряжения, поскольку предпринимательская деятельность предполагает многократное увеличение оборотоспособности объектов с целью извлечения прибыли[1].

Закон не предусматривает препятствий для перехода от одной формы собственности к другой. В современных условиях также остаются общесоциальные и общегражданские способы образования собственности граждан: пособия и выплаты из общественных фондов потребления, дивиденды на акции, наследование, дарение и т. д.

Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью лишь будучи зарегистрированным в установленном законом порядке. Регистрация не требуется, если гражданин выступает в качестве наемного работника, а также, если занимается экономической деятельностью, не направленной на извлечение прибыли.

Понятие государственной регистрации законодательно закреплено в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[2]. Значение необходимости осуществления государственной регистрации заключается в том, что она обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, что способствует устойчивости экономического оборота в государстве и создает определенные гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан и общества. Необходимо отметить то, что особенностью государственной регистрации является не учетная функция, а выражение воли государства по легитимации субъекта, поэтому именно свидетельство о государственной регистрации подтверждает законность деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии государственной регистрации создает общественную опасность, заключающуюся в том, что данную деятельность осуществляет субъект, который изначально не способен осуществлять ее надлежащим образом и нести ответственность за свою деятельность в полном объеме. При этом в результате осуществления такой деятельности возможны различные последствия.

Регистрация требуется, если гражданин как собственник занимается предпринимательской деятельностью, в следующих случаях: 1) когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью, основанной на собственном труде; 2) когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда, но без образования юридического лица; 3) когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда на базе образования юридического лица.

В первых двух случаях регистрация направлена на то, чтобы иметь контроль за законностью предпринимательской деятельности и в фискальных целях. В последнем же случае собственником имущества, которое гражданин выделил юридическому лицу, даже если он единолично учредил его, становится само юридическое лицо, а гражданин имеет в отношении его обязательственные права (абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ). Сам же гражданин не отвечает по обязательствам юридического лица, учрежденного им, и рискует лишь тем имуществом, которое вложил в юридическое лицо.

Правомочия предпринимателя, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по распоряжению своим имуществом, ограничены рамками, предусмотренными в законе для права собственности.

При осуществлении предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, предприятие распоряжается своим имуществом самостоятельно, что обязательно отражается в Уставе и учредительных документах. Все имущество предпринимателя независимо от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности должно обязательно отражаться предпринимателем на соответствующем балансе.

В состав имущества предпринимателя входят: здания, сооружения, земля, оборудование, машины, вещи, ценные бумаги, деньги и нематериальные объекты: промышленные образцы, товарные знаки, «ноу-хау», торговые секреты, фирменные наименования и т. д. Объектами права собственности предпринимателя могут быть: имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права; действия (работы, услуги); информация; результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Изменения и дополнения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ[3], фактически уравняли правовой статус физических лиц - работодателей и юридических лиц (организаций). В частности, физические лица - работодатели наделены правом локального нормотворчества и правом ведения трудовых книжек на работников, заключивших с ними трудовой договор, что значительно расширяет их полномочия и возможности при участии в трудовых отношениях. Кроме того, индивидуальные предприниматели и работодатели - субъекты малого предпринимательства лишены права заключать с работником трудовой договор по соглашению сторон на определенный ограниченный срок до 5 лет, если общее количество работников превышает 35 человек, а при осуществлении деятельности в сфере розничной торговли и бытового обслуживания указанные категории работодателей могут заключать срочные трудовые договоры, если количество работников не превышает 20 человек (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Таким образом, работодатель - физическое лицо - это субъект трудового правоотношения, имеющий реальную возможность для вступления в трудовые правоотношения с физическими лицами на основе заключаемых с ними трудовых договоров о личном выполнении трудовой функции по определенной профессии, специальности, должности и с учетом квалификации за установленную соглашением сторон оплату труда.

С 6 июля 2006 года индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки работников. Поэтому всем работникам, принимаемым на работу с 6 октября, индивидуальный предприниматель обязан внести записи в имеющуюся трудовую книжку или завести новую[4].

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[5]урегулированы основные вопросы проведения мероприятий контрольно-надзорного характера. При этом в части 3 статьи 1 Закона N 134-ФЗ перечисляются те сферы, где не применяются соответствующие положения, сфера трудового законодательства в данный перечень не включена.

Указанный закон утратил силу с 01.07.2009 г. с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля[6]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В ст. 8. он предусматривает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти (далее в настоящей статье - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в письменной форме дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Важное значение для практического применения в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере труда имеет положение статьи 25.5 КоАП РФ, где закреплено, что допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и/или представитель с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента административного задержания. Защитником выступает адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, то есть представителя, - доверенностью, оформленной (нотариально или в простой письменной форме) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенных проблемных аспектов реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства необходимы внесение соответствующих изменений в действующее федеральное законодательство и разработка административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований гражданского и трудового законодательства.

В настоящее время особое внимание следует уделить защите интересов индивидуальных предпринимателей, так как в течение многих лет частная собственность в нашей стране была запрещена, а гарантии функционирования личной собственности была намного слабее, чем мера защиты интересов государственной собственности. Сегодня частная собственность является равноправной с другими формами собственности и должна обеспечиваться аналогичной защитой от любых посягательств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 1994. 8 декабря.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 2 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5.

ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ(ред. от 30.12.2008) //СЗРФ.13.08.2001. N 33 (частьI).Ст. 3431.

ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ //СЗ РФ. 13.08.2001.N 33 (частьI).Ст. 3436. Примечание: изменения, внесенные ФЗ от 30.12.2006 N 266-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2007 года. Документ утрачивает силу с 1 июля 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 N 294-ФЗ // СЗ РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Зайцева О.Б. Права и обязанности работодателя – физического лица // Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 3.

Рыбаков В.А. О субъектах индивидуального типа собственности // Гражданское право, 2008, N 1.

[1] РыбаковВ.А. О субъектах индивидуального типа собственности // "Гражданское право", 2008, N 1

[2] ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008) //СЗРФ.13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

[3] ФЗ"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

[4] Зайцева О.Б. Права и обязанности работодателя – физического лица // Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 3.

[5] ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ //СЗ РФ. 13.08.2001.N 33 (частьI).Ст. 3436 Примечание: изменения , внесенные ФЗ от 30.12.2006 N 266-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2007 года. Документ утрачивает силу с 1 июля 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

[6] ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ // СЗ РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Share this post